SLIMINESS STOMACHACHE ORAL DISPERSION MONOBOARD TELECONTROLLED BEDAZZLE BUOYANT

Правый руль: мифы и реальность

Источник: toyotaclubs.ru. Статья публикуется в порядке обсуждения)


Правый руль - это неплохо. Неплохо, когда есть выбор между машинами новыми и старыми, леворульными и праворульными. Но на поток недобросовестной рекламы порой надо смотреть трезво...

1. "Огромный выбор - возможность приобретения любого автомобиля"

Разумеется, Япония - это порядка двух сотен одновременно выпускающихся моделей десятка фирм, это больше тысячи различных моделей в ходу, это обновление через 2-3 года выпуска и смена поколений каждые 4-6 лет, это огромный вторичный рынок...

Но большинство наших людей садятся за правый руль отнюдь не по причине избытка дензнаков. Поэтому изнанка разнообразия - плохое обеспечение запчастями немассовых, слишком свежих или, наоборот, слишком устаревших моделей - для нас существенна. А для машин, не имеющих популярного леворульного аналога - существенна вдвойне.

Не идеальны дела и с сервисом. Можно купить самую удивительную самобеглую коляску, но когда она встанет, у владельца будет время поразмыслить над тем, что лучше - быть "большим оригиналом" или все-таки ездить на машине, которую можно и есть где починить. Причем не методом проб и ошибок. Пусть слесаря у нас неплохие, но существует дефицит более тонких специалистов по двигателям, автоматам, электронике..., которые действительно могут найти и устранить неисправность, а не производить наугад поузловые замены.

2. "Выдающееся японское качество"

Это заклинание, как аксиому и универсальное доказательство, повторяют все фанаты ПР: "японские машины - самые качественные в мире". На самом деле это выражение не несет в себе абсолютно никакого смысла. Потому что "качество - это совокупность свойств, определяющих степень пригодности машины или агрегата к выполнению заданных функций при использовании по назначению". Именно совокупность свойств - надежности, технологических, конструктивных, экономических, потребительских... И каждая конкретная модель имеет свой собственный набор достинств и недостатков - без детального сравнения с другими моделями ни заранее говорить о каком-то особенном качестве, ни сразу заявлять о его полном превосходстве нельзя.

Некоторые понимают под качеством только "качество изготовления" - ту часть свойств, которая связана непосредственно с производством: стабильность характеристик, аккуратность сборки, жесткий контроль... Но дело в том, что можно с высочайшим качеством воплощать в металл конструктивно неудачные решения, тщательно собирать устройства с нулевым запасом прочности или просто не предназначенные для наших условий - в той или иной степени это касается абсолютно всех автомобилестроителей.

3. "Потрясающая надежность"

Да, самые надежные автомобили 90-х годов - японские. Но это вовсе не означает, что автоматически будут одинаково надежными все японские машины. Существуют и "ненадежные" марки, существуют неудачные модели любого производителя, существуют неудачные модификации даже одной модели. Да и Toyota, увы, свой пик надежности миновала в 1995-96 годах.

Для порядка придется вспомнить все основные показатели надежности (применительно к некоей "усредненной "Тойоте"). На более-менее постоянно высоком уровне сохраняется только безотказность. Резервирование всегда было сильной стороной тойот, однако запас прочности и долговечность с каждым следующим поколением моделей заметно уменьшаются, если сравнивать с первой половиной 90-ых. Ремонтопригодность машин падает еще быстрее (чего стоят, например, "одноразовые" двигатели). Степень унификации для всех японских машин была и остается весьма низкой. По диагностике ситуация неоднозначная - с одной стороны, с увеличением в машине доли электроники развивается и самодиагностика, с другой стороны, для доступа к более совершенной информации требуется спецоборудование, с третьей - постоянно растет количество "ложных срабатываний". Вот в производственных факторах японцы традиционно на высоте - вполне вероятно, что по "качеству сборки" и его контролю они еще долго будут превосходить всех остальных автопроизводителей. Эксплуатационные показатели с течением времени также ухудшаются - если старые японки не предъявляли особенных требований к системе технического обслуживания и ремонта, то свежие подбрасывают все больше и больше особенностей по материалам, спецоборудованию и подготовке техников.

Вообще, превосходные эпитеты вроде "выдающийся", "потрясающий", "уникальный" в вопросе надежности все-таки требуют указывать базу для отсчета и сравнения. Иначе для постороннего наблюдателя может быть непонятно, чем летящие коробки и клинящий V6 на RX/Harrier лучше электрики и холодного пуска Mercedes ML? Или с чем сравнить турбодизель Estim’ы, чтобы он оказался хотя бы немного "надежным"? Или по какому критерию протягивающие "кулаки дружбы" тойотовские 3S-FSE лучше поедающих масло Ecotec’ов (а есть и свои "маслолюбивые" двигатели серии ZZ). В итоге, на любые конструктивные недостатки ЛР машин можно постараться и найти собственные проблемы у ПР японок.

Кроме того, говорить об определенном качестве б/у машин некорректно. Ведь они имеют абсолютно неизвестную историю эксплуатации, сменили как минимум одного владельца и одну страну проживания. Здесь пресловутая "японская надежность" ничего не гарантирует, а дает всего лишь дополнительный шанс выиграть в лотерею хорошую машину (конечно, при изначально разумном подходе - принцип "скупой платит дважды" никто не отменял).Так что вместо рассуждений о теоретически выдающейся надежности абстрактной японской машины, лучше сравнивать конкретные модели конкретных производителей по живучести и затратам на содержание.

4. "Машины для внутреннего рынка надежнее машин для внешнего"

Машины, собранные за пределами Японии, действительно имеют меньшую надежность, чем собранные внутри страны. Но не столько из-за "качества сборки" (разумеется, у иммигрантов из бывших колоний культура технологичного производства отсутствует), сколько по причине экономии на местных комплектующих или их "моральной несовместимости" с японской техникой.

Машины японской сборки для внешнего рынка имеют меньшую живучесть, чем версии для внутреннего рынка, если на них устанавливались дополнительные системы, призванные улучшить "экологичность" (система рециркуляции отработавших газов (EGR), предварительные (дополнительные) катализаторы, контроль за EVAP, широкодиапазонные кислородные датчики и т.п.).

Машины для внутреннего и внешнего рынка, аналогичные по конструкции и собранные в японии, никак друг от друга по надежности не отличаются. Собственно качество японской сборки для лево- и праворульных модификаций абсолютно одинаково. Хотя от продавцов ПР можно выслушать истории на тему особенного менталитета японцев, содержащих на островах два разных производства - замечательных машин для себя и "отстоя" для всех остальных (некоторым этот подход нравится - можно говорить, что ПР машина куплена вовсе не из-за умеренной цены, а ради приобщения к чему-то исключительному).

В итоге, абстрактная надежность машин для внутреннего рынка против абстрактной же ненадежности машин для внешнего рынка - тоже миф.

5. "Никаких проблем с запчастями нет"

На самом деле "отсутствие проблем" подразумевает, что:
1) запчасти всегда есть в наличии,
2) кроме дорогих оригинальных запчастей существует качественный и доступный дубликат.
Но именно здесь проявляется оборотная сторона изобилия моделей внутреннего японского рынка - никто не может позволить себе держать в наличии или не видит смысла дублировать такую массу слабо унифицированных запчастей.

Да, сейчас с заказом оригинальных з/ч проблем нет. Кроме двух основных - времени и денег. Время - потому, что таким методом устранить неисправность с одного захода в сервис нереально. В первый раз дефект надо найти и определиться со списком заказываемых з/ч. Во второй раз их поменять, желательно не обнаружив при этом новых "сюрпризов" - иначе придется итерацию повторить. Ну и заложить минимум пару недель на доставку редкой детали из-за кордона - это нормально. Деньги - потому что оригинальная запчасть стоит в 2-3 раза дороже аналога или вообще такой же детали, но не осененной лейблом автомобильного концерна. Третья проблема более мелкого порядка - даже оригинальная тойотовская база запчастей порой не блещет однозначностью номеров. В таких случаях надо подбирать деталь методом подобия - но увы, до эмиратского склада от нас довольно далеко.

Дубликат на ПР модели в наших краях найти, к сожалению, далеко не всегда просто. Если у машины есть леворульный аналог, то для него отличный дубликат имеется в достатке, но на внутрияпонские модели западные производители дубликатов не делают, а азиатские з/ч часто просто не доходят до нас. Так что деньги, переплаченные за ПР с евро-аналогом, очень быстро окупаются, когда дело доходит до ремонта.

В итоге, расслабляться и забывать про умение "доставать и договариваться" с праворульной японкой нельзя - достаточно неплохо дело обстоит только с евро-тойотами и их ПР близнецами, но "вскрытие" эндемичной машины внутреннего рынка бьет по нервам и по карману.

6. "Запчасти на японки намного дешевле запчастей на европейки"

Японские машины отличаются именно дорогими запчастями, так что подобное утверждение даже не миф, а просто чушь. Однако нечто похожее говорят даже при сравнении "тойот" внешнего и внутреннего рынков - тогда вопрос надо разбить на несколько частей:

1) Цены на одну и ту же оригинальную запчасть, которая устанавливалась на машины внутреннего и внешнего рынка, не различаются по определению. Могут быть только разные торговцы и поставщики.

2) Цена на б/у запчасть для машины внутреннего рынка обычно ниже, чем цена на б/у запчасть машины внешнего рынка, если эти запчасти различаются - канал поставки "контракта" с востока налажен лучше. Но и здесь не все здорово - на массовые модели много деталей, но и пользуются они высоким спросом, а редкие или свежие машины не являются завсегдатаями разборок.

3) Про неоригинальные запчасти мы ужe сказали - здесь "европейки" наголову превосходят чистых "японок" по количеству, качеству изготовления и цене дубликатов.

7. "Контрактные запчасти решают все проблемы"

Во-первых, то что хорошо и дешево на берегах Тихого океана, по эту сторону Урала уже не кажется таким привлекательным - обеспечение "контрактом" ухудшается прямо пропорционально удалению от Японии.

Во-вторых, те контрактные з/ч, которым нет разумной альтернативы в виде новых или неоригинальных деталей - двигатели нового поколения, свежие автоматические коробки, дизеля - стоят отнюдь не дешево. Все-таки каждый крупный узел - это одна машина, а так ли много свежих автомобилей разбивается в японии под полное списание, когда работы не остается даже пакистанским и приморским жестянщикам? Да и не только в РФ популярны б/у японские запчасти - их завозят все потребители ПР машин. Объем предложения стабилен, спрос растет с ростом ПР автопарка - неудивительно, что только за прошедший год цены на контрактные узлы взлетели чуть ли не вдвое. А уж пресловутые "коробка за сто баксов" и "движок за двести" остались в далеком прошлом. Впереди же маячит печальная перспектива глобального повышения пошлин на б/у двигатели - в связи с чрезмерным увлечением обитателей восточных регионов страны "конструкторами".

В-третьих, неуемная любовь японцев к фейслифтингу (раз в пару лет обновлять оптику и все сопрягаемые кузовные панели) ведет только к лишним проблемам с жестянкой, пластиком и фарами, а сопутствующая модернизация внутренностей порой сводит на нет унификацию даже между версиями одной модели. Тем более, при заказе деталей с другого конца страны не получится их "примерить", а полагаться на квалификацию торговцев контрактом просто невозможно.

В-четвертых, ситуация с качеством контрактных з/ч не всегда безоблачна - даже здесь без мошенничества не обошлось. На востоке страны успешно развернута вторичная скупка узлов - довольно выгодно заменить сломанную деталь настоящим японским "контрактом", а свой хлам отправить "лохам с запада" под видом б/у деталей "только с островов".

И к сожалению, в отличие от рынка новых запчастей, улучшений здесь не предвидится даже теоретически - популяция старых машин-доноров внутри японии уже в значительной степени выбита и с каждым годом только уменьшается. А за останки свежих машин конкурируют все большее количество владельцев б/у японок.

8. "Мягкий климат, не посыпают солью дороги"

Наверное, совсем нет соли на японских дорогах. Свежий морской воздух тоже "совершенно сухой" и "не содержит соли". И регулярных тайфунов с наводнениями в Японии не приключается. И по количеству машин-"утопленников" эта страна "не стоит" на первом месте в мире... Причем, как верно было отмечено, капризы природы для японии являются не столько форс-мажором, сколько достаточно привычной практикой. Можно, конечно, выбирать машину из "непотопляемого" региона, но это попахивает паранойей да и ротацию машин внутри самой японии никто не отменял. Пост-фактум можно прочитать место первичной регистрации машины с парковочного лейбла на заднем стекле, но - "поздно пить боржоми..."

Итак, не стоит подобострастно идеализировать любые зарубежные климатические условия, та же Япония - далеко не Аризона. Тем более, всегда остается вероятность попасть на результат вот такой доставки машины.

9. "Мягкие режимы эксплуатации"

Никаких общих "мягких режимов" не существует. Все зависит от конкретного владельца и, опосредованно, от выбранной модели. Можно только предположить, что спокойный семейный минивэн или хозяйственный универсал не выступали на дрэге, а большой седан не скакал по бездорожью, но среди японских владельцев заряженных машин процент отморозков не уступит любой другой стране.

10. "Достоверная информация о прошлом машины"

Такой гарантии не дает и штатовский carfax. Что уж взять с бумажек, рисуемых, при некоторых навыках, за несколько минут от руки. Тем более прочитать и полностью понять их могут лишь единицы из покупателей. Не говоря уж о целой индустрии подделки аукционных листов, налаженной некоторыми местными продавцами ПР машин.

И к вопросу о достоверности - что может подтвердить сервисная книжка, заполненная на первых двух-трех ТО, а далее радующая девственной чистотой бланков? Что может подтвердить диагностическая карта от Nissan Atlas’а, приложенная к аукционной Coron’е?

11. "Великолепный контроль за состоянием машин"

Вот только всех ли машин это касается? Можно брать автомобили, недавно получившие очередной сякэн - но, разумеется, желающих сильно переплачивать за право ездить по Японии находится немного. Или японцы выставляют на продажу машины сразу после того, как выполнили очередное грандиозное техобслуживание? Да нет, они тоже люди, поэтому не прочь скинуть аппарат перед предстоящими масштабными вложениями.

А главное - практика. Можно было бы верить в тотальность и исключительность японского контроля, не случайся регулярные проколы с состоянием свежих аукционных машин. Так что каждый автомобиль надо рассматривать конкретно, не полагаясь на некую "японскую честность".

12. "Гарантия техсостояния аукционной машины"

Это как раз главный недостаток. Для реальной машины можно устроить диагностический тур по автосервисам или целой командой организовать выездной матч на рынке. По крайней мере, определиться сразу, стоит машина покупки или не стоит - и отвечать за выбор перед самим собой.

В случае с аукционной машиной появляется всего лишь шанс еще раз сыграть в лотерею. Или проверить свои экстрасенсорные способности, медитируя над ее фотографией.

И в очередной раз напомним - аукционная оценка характеризует внешнее состояние кузова, салона и заявленный пробег. К состоянию двигателя, а тем более, трансмиссии и ходовой, она не относится.

13. "Гарантия реального пробега аукционной машины"

Гарантии, к сожалению, нет, и с этим приходится мириться. Существует только "очень большая вероятность" получить с аукциона машину с реальным пробегом, если придерживаться разумных требований и получать информацию о пробеге из японского первоисточника, а не от местного трейдера.

14. "Маленькая страна - малые пробеги"

Эта "маленькая" страна почти не уступает по площади Германии, причем бóльшая часть приходится на один главный остров, сильно вытянутый с севера на юг. Да и рельеф подкачал... Так что по определению возможны длинные плечи пробегов. Намотать на колеса сотни тысяч километров не составит труда и в Японии - было бы желание.

Верить же в гигантское количество японских старушек, ездивших на десятой машине в семье только по большим праздникам и до ближайшего магазина, в отсутствие автомагистралей, в особый японский менталитет, одновременно отрицая существование таких же старушек из европы или штатов - наивно до глупости.

Не стоит и возводить в абсолют японскую законопослушность. На западе за махинации с пробегом тоже могут посадить - однако же одометры там крутили и будут крутить, несмотря на то, что машины, особенно европейских грандов, защищены от коррекции пробега гораздо лучше японок. А что до исполнителей - так на то, вместо германских турков и ливанцев, в Японии работают свои пакистанцы, иранцы и рассеяне. Да чего уж там запад - статьи за "мошенничество" или "обман потребителей" есть и в РФ - однако хоть кого-нибудь это удерживало от "настройки одометра" или "замены комбинации приборов"?

Ну а про то, что скрученный пробег японок - ерунда, могут говорить исключительно люди "с глазами продавца б/у машин". Во-первых, поскольку едва ли не основным фактором, влияющим на цену конкретной машины в Японии, является ее пробег, то "ерунда" оборачивается вполне ощутимым бонусом продавцу или посреднику. Во-вторых, "плюс-минус сто тысяч" влияют на техническое состояние японских машин точно так же, как и на состояние любых иномарок. Особенно это чувствительно для свежих автомобилей с двигателями нового поколения или турбоагрегатами, ресурс которых до ремонта часто целиком укладывается в этот "плюс-минус".

15. "Японские автомобили мощнее своих европейских аналогов"

На самом деле не моторы для внутреннего рынка мощнее, а действуют разные стандарты измерения мощности. Мы живем в зоне европейских лошадиных сил DIN и киловаттов EEC, поэтому завышенные относительного них японские лошади JIS могут только потешить самолюбие владельца, да порадовать налоговиков со страховщиками. Даже к сравнению каталожных цифр стоит относиться внимательнее, дабы не получился очередной миф.

Для справки, "мощность по EEC" (от European Economic Community) - ссылка на стандарты объединенной Европы, где повсеместно использовать в обиходе "Deutche Industrie Normen" (DIN) несколько неполиткорректно. Toyota для своих евро-моделей уже с 2000-2002 года приводит мощность по EEC.

Можно долго спорить, кто из производителей замеряет мощность без навесного оборудования, без фильтра, без вентиляторов, на коленчатом валу, на колесах... Но небольшое отличие японских автомобилей для внутреннего рынка будет всегда. Дело в том, что все измерения паспортной мощности проводятся в условиях реальных, а затем чисто математически приводятся к базовым - по температуре воздуха и атмосферному давлению. Вот эти стандартные условия для DIN и JIS различаются - как раз настолько, чтобы "германская лошадь" была на 4-5% сильнее "японской".

16. "Машины для внутреннего рынка имеют богатую комплектацию"

Говорить так обо всех японских машинах нельзя. Да, европейцы любят абсолютно "деревянные" комплектации, причем платят за них столько же, сколько японцы за нормальные. Да, средняя японка богаче средней европейки хотя бы за счет почти обязательного автомата, кондиционера и полного электропакета. Только не надо считать, что эти опции являются для европеек чем-то исключительным. Исключительным - нет, разве что менее распространенным (не говоря уж об американках).

Но и среди массовых тойотовских моделей легко найти хозяйственные версии, не отличающиеся по комплектации не то что от самой дешевой европейки, но и от "тазика". В Японии выпускается значительное количество машин в простых исполнениях, у малых моделей самые приятные опции встречаются только в максимальной комплектации, по определению не самой распространенной и дешевой. И к сожалению, в отличие от рынка даже пятилетней давности, спрос сильно смещается от полноценных машин к моделям младших классов и убогим хозяйственным версиям, а символом популярной "японки" стал белый литровый Vitz. На "приличные" ПР модели и модификации у народа уже просто не хватает средств.

Топ-версии аналогичных право- и леворульных моделей по своей упакованности и заряженности отличаются незначительно. Стоит ли относить к преимуществам практически бесполезные за пределами Японии и совершенно бесполезные у нас продвинутые системы ТВ и навигации? Которые только дополнительно поднимают базовую цену машины (на островах-то они работают), да приглашают владельца окунуться в изучение японского языка - чтобы хоть что-нибудь подрегулировать?

К тому же, комфорт зависит не только от количества нужных и ненужных опций, наличия "китайской свинины" на сиденьях и пластмассового "дерева" на панели, но во многом и от элементарной эргономики и просторности салона. Модели, разработанные только для внутреннего рынка, отличаются именно японской эргономикой под среднего японца, с немного "обезьяноподобной" фигурой (длинные руки и короткие ноги), невысокого и довольно тщедушного... Именно по простору в салоне и организации рабочего пространства японцы очень сильно уступают западным конкурентам. А как можно сравнивать с евро-моделями представительского класса тот же самый краун, если по меркам этого класса в нем элементарно не хватает места для заднего пассажира?

17. "Основная правая рука рулит, а левая... что придется"

Передергивание. Большинство людей, действительно, правши, но какая роль отводится рукам в процессе управления? При активном рулении обычно задействованы обе. Для простейших манипуляций по удержанию машины на прямой или для подруливания вполне достаточно менее развитой левой руки - точность и усилия здесь требуются небольшие. А вот для быстрого и точного управления коробкой передач (особенно механической) или ручником, да и просто для более удобного обращения с музыкой, климатом и прочими устройствами, лучше подходит развитая правая рука. Ну а публично гордиться, как легко правой рукой стряхивать в окно пепел от сигарет и отстреливать бычки, могут только моральные уроды.

18. "При парковке можно сразу выйти на тротуар"

На тротуар. Или в декоративный заборчик, высокий бордюр, грязную лужу, кусты, придорожный сугроб... А пассажир, который обычно не приучен перед открыванием двери смотреть в зеркало (тем более, настроено оно под водителя) - вываливается прямо на проезжую часть.

Особенно удручают в этом отношении пассажирские версии тойотовских микроавтобусов. Глухая стенка вместо задней правой двери зачастую перечеркивает все их достоинства.

19. "Праворульные машины не угоняют", "японские машины чисты от криминала"

Угоняют все что угодно. В европейской части страны, тьфу-тьфу, поменьше и пореже, чем на востоке - там на рынках среди более-менее ценных машин количество криминальных теперь становится не меньше, чем у нас среди германцев. Здесь угонять праворульную машину на продажу далеко не всегда целесообразно, а вот раздеть или разобрать на запчасти - случается. Да и у владельца эндемичного ПР авто больше шансов утром обнаружить отсутствие оптики или еще какой-нибудь прилично стоящей "мелочи" - гопников хватает на машинах с любым рулем. Тем более, штатных противоугонных средств круче замка зажигания (хотя бы иммобилайзера) подавляющее большинство ПР японок до начало этого века не имело, а многие не имеют до сих пор - но для надежности это и к лучшему.

Видимость полного криминального благополучия ПР на фоне "интерполовских" европеек основана только на том, что японцы пока не заявляют свои угнанные машины в международный розыск. Ну а спрос на "горячие" авто с островов есть всегда - японские "органы" частенько рапортуют о раскрытии очередной сети профессиональных угонщиков, связанных с российскими моряками, а ДВ таможенники в свое время отмечали, что "не менее 10 процентов автомобилей, ввозимых из Японии в Приморье, являются угнанными".

Итак, возникает противоречие - с точки зрения практичности однозначно выгоднее покупать ПР машину с леворульным аналогом, но с криминальной - больше шансов, что ПР аппарат может понадобиться кому-либо из обладателей этого самого аналога на запчасти...

20. "Праворульные машины не теряют в цене"

Как ни смешно, еще меньше в цене сейчас теряют тазо-десятки и классика. То же самое касается б/у леворульных машин, да и слухи о катастрофическом обесценивании новых автомобилей слишком преувеличены. Никакой исключительности именно праворульных автомобилей здесь нет. Проблема в другом - даже вернув начальную стоимость ПР машины (при условии, что ее не угонят, не разобьют и не слишком сильно "ушатают"), за эти деньги уже невозможно купить ничего свежего и "беспробежного" (тем более, того же класса).

21. "Обзорность лучше, нет мертвой зоны справа"

Зато есть мертвая зона слева... Почему-то две "разнорульные" части автомобилистов считают, что только их способ передвижения обладает какими-то особыми геометрическими преимуществами (ПР: "Нам легко вправо перестраиваться, а на левом руле - проблемы", ЛР: "Да?! Ну тогда нам влево перестроиться элементарно, а вам - мрак"). Хотя усложнение выезда справа под острым углом на главную дорогу - с ПР налицо.

Но абсолютный недостаток правого руля именно в обзорности и проявляется - при обгоне с выездом на полосу встречного движения. И не только при обгоне - во всех случаях, когда требуется видеть, что происходит на встречной полосе - даже в городе, например, при повороте налево. Объективно это никак не лечится и отчасти компенсируется только силой привычки.

22. "Есть машины, не имеющие леворульных аналогов"

А сколько машин не имеют себе подобных в правом руле? Ну да будет... Из многообразия мировых марок и моделей всегда можно подобрать функциональный аналог японской праворульной машины. Другой вопрос, если он получается дороже, но тогда уж не надо лукавить. "Не имеющие более дешевых леворульных аналогов" - это факт.

Ну а если смысл только в том, чтобы выделиться из толпы? Очень верно подмечено - "я хочу быть невъе...ным оригиналом, но на мазерати не хватает денег". Увы, большинство таких праворульщиков недалеко ушло от обладателей "тюнинхованнох" зубил... И покупатель даже новой праворульной тойоты, коли такой отыщется, в глазах нашей общественности будет всегда выглядеть "лохом на б/у праворульном отстое" (у него ведь на стеклах не написано - "купил машину новой за 50 килобаксов") или "человеком, которому не хватило на лексус".

Пока мы отдаем себе отчет, что купили ПР из-за того, что аналогичная леворульная машина стоила бы ощутимо дороже - все в порядке. Но когда начинаются разговоры об исключительных достоинствах именно праворульных машин - это уже клинический фанатизм.

23. "Правый руль безопаснее левого"

В самом деле, средняя аварийность иномарок с правым рулем не намного выше, чем у иномарок с левым (до начала массовой истерии с запретами и разрешениями такие независимые исследования еще проводились). И понятно, что в гораздо большей степени на аварийность влияет не расположение руля, а величина транзитных автомобильных потоков, ширина дорог и состояние их покрытия, климат и его изменчивость, менталитет жителей и местных работников гаи.

Но и здесь фанаты ПР не смогли удержаться от передергивания фактов. Сославшись на статистику удельной аварийности по регионам они предложили сравнить самые аварийные регионы с преобладанием левого руля и самые спокойные праворульные. Однако "забыв" упомянуть очень неблагополучные субъекты федерации с подавляющим преобладанием ПР (Сахалин, Магадан) или его значительной долей (Новосибирск, Хакасия, Алтай, Урал) и, наоборот, многие мирные в аварийном отношении регионы европейской части России. Все это выглядит, как минимум, некрасиво.

24. "Праворульные фары безопасны, статистики ДТП по причине ослепления нет"

В общем-то, большинство "праворульных" фар (но не все) безопасны для окружающих и без какой-либо переделки, если не брать в расчет плохое освещение правой обочины. Но аргументы все-таки должны быть разумными. Как могут фанаты судить о статистике, не видя ни ее, ни протоколов и объяснений водителей?

Да и любому понятно, что ослепление водителя фарами встречной машиной является не "причиной" аварии, а только предпосылкой. Кто виноват, что не заметил в своей полосе попутный автомобиль, стоящую фуру или просто дыру в асфальте? Естественно, водитель, который не соблюдал дистанцию, не справился с управлением, выбрал скоростной режим, не соответствующий видимости, или в конце концов, не выполнил предписание правил "при ослеплении - включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться". И ему не служит оправданием тот факт, что несколько секунд назад навстречу били прожекторы "праворульного ксенонщика".

25. "Правый руль не запретят, покупайте - не бойтесь"

Хотелось бы верить, но... Давайте, немного задумаемся о будущем, хотя бы на уровне предположений. Во-первых, тенденция административного и экономического давления на ПР машины, как говорится, налицо. Во-вторых, необязательно сразу запрещать ПР машины - достаточно повесить осязаемый для всех дамоклов меч.

Первый звонок уже прозвучал - это техосмотр. Некая напряженность впервые возникла еще весной 2005, а к концу года ПР авто начали уже активно заворачивать с ПИКов или даже отказывать в продаже заветного талончика. К счастью, не везде, но распространение географии этого явления настораживает. "Поставить евро-фары", "переделать свет", "за большие бабки все равно продадут" - а оно надо, если сосед на ЛР без проблем проходит ТО сам или платит за него вдвое меньше? "Нас это не заденет, у нас ТО на ПР можно пройти легально"? Когда-то мансийские, челябинские, омские, челнинские коллеги тоже так думали...

Возможность поставить евро-фары предоставляется редко - одни модели не имеют леворульных аналогов, а другие зачастую не унифицированы по форме и размеру оптики (цена - отдельный вопрос, хотя есть варианты и под 400 $ за штуку). "Ищите китайские фары" - замечательный совет от приморцев жителям европейской части России. Самостоятельно убрать направленный влево пучок пока удается на простых моделях без хрустальной или вычурной линзованной оптики, но действительно "переделать свет" в соответствии с действующим стандартом можно в единичных случаях (кроме того, "самостоятельное вмешательство в конструкцию" - еще один повод для отказа). Если пресс в этом направлении будет усиливаться, то множество эндемичных ПР моделей станут здесь попросту не нужны.

И что делать, если в следующем году в ответ на просьбу продать талончик знакомый гаишник разведет руками - "Правый руль? Нет, больше не могу"? По большому счету - только заполнять купон бесплатного объявления в газете "Из рук в руки"... Уже сейчас многие при регистрации получают в техпаспорте каинову печать "правый руль" (если здесь ранее такое иногда и практиковалось, то не было известно) - к чему бы это?

Ну а если мало одних фар, то внести в стандарты обязанность водителя сидеть слева сейчас не составит никакого труда. На фоне разнообразных громких законов и нормативных актов последних лет, это - сущая мелочь.

Кое-где состоялся и второй звонок - отказ в регистрации, связанный все с теми же фарами. Весьма отрадно купить машину (тем более свежую, на заказ) и вообще не иметь возможности на ней ездить "до устранения". Ведь теперь постоянно давит незаконная, но от того не менее эффективная связка "просроченные транзиты - 25 мрот - лишение прав". Хорошо, когда есть собственный эвакуатор, ну а если нет?

Третий звонок - идеи запрета ввоза ПР автомобилей. С одной стороны невероятно, скорее будут душить экономически, но с другой... с этих станется. "Хватайте быстрее, пока можно" - это хорошая идея для автобарыг, но плохая для покупателей. В первую очередь потому, что через некоторое время надо будет ожидать и предпоследнего звонка - запрета регистрации ПР (таким образом их просто невозможно будет продать). Доверенности? Не смешите, кто же согласится платить серьезные деньги не за машину, а всего лишь за "разрешение покататься" на ней - это удел мутных личностей и самых дешевых развалин. Готовы ли сами купить сейчас машину "только по доверенности" за 5-10-15 тысяч долларов? Вот именно... Так можно ли рассчитывать, что в будущем найдутся желающие взять таким способом ПР аппараты, в условиях массового их сброса и ожидания последнего звонка? И, кстати, при этом обязанность платить растущий с каждым годом транспортный налог все равно останется на собственнике.

Покупка "конструкторов"? Именно ПР "конструкторы", из-за своей бездумной массовости, стоят в очереди на запрет едва ли не следующим пунктом. Собственно, полный запрет их регистрации не только сделает неликвидными все такие машины, но и подорвет рынок вполне легальной честной замены агрегатов. Да и вообще, приобретение авто с заведомо "левыми" документами, темным прошлым и неясным будущим требует определенного склада характера.

Кроме того, когда источник пополнения ПР автопарка иссякнет (или сильно сократится), то усохнет и перестроится вся здешняя инфраструктура, ориентированная на него - кому нужен бизнес по запчастям и сервису, у которого больше не будет перспектив развития. А что останется? Достаточно вспомнить ремонт ПР в москве лет пять назад... Мрачновато? Да, согласен, хорошо бы самое печальное развитие событий осталось только в фантазиях, но тенденции нескольких прошедших лет настораживают... Поэтому будем "верить в лучшее, но готовиться к худшему".

26. "Критики ПР сами на ПР не ездили"

"Автор никогда не видел праворульных машин?" Автор и сейчас ездит на праворульной тойоте, это во-первых. Во-вторых, все эти мысли отнюдь не новы - они принадлежат народу, только простому народу, а не торговцам праворульными автомобилями.

"Почему одни минусы и никаких плюсов?" Может быть, кто-то не понял, что "плюсы" (как реальные, так и мифические) в начале каждого пункта выделены курсивом и цифрой. Тогда стоит повториться по тезисам:
- большое разнообразие хорошо, НО чинить раритеты плохо
- японские машины надежны, НО далеко не все одинаково надежны
- ПР японки хороши, НО и ЛР японки обычно не хуже
- запчасти есть, НО с ними далеко не всегда просто
- в японии нет ужасной зимы, НО есть свои проблемы с погодой
- японцы любят машины, НО не прочь их скинуть перед большим ремонтом
- аукционник это хорошо, НО не панацея и не гарантия
- пробег на аукционах обычно честный, НО не в 100% случаев
- средний пробег невелик, НО есть и большие пробеги, и скрученные
- покупка на рынке - это игра в "наперстки", НО и аукцион - чистая лотерея
- мощность - это хорошо, НО лошади должны быть честные
- комплектации достойные есть, НО берут и много "овощных" машин
- рулить справа можно, НО здесь удобнее рулить слева
- угоняют мало, НО все равно угоняют
- праворульки "не обесцениваются", НО и тазы тоже
- ПР довольно безопасен, НО левый руль еще безопаснее
- ПР не запретят, НО проблемы возможны, а кое-где они уже есть

27. "У этих европейцев свое европейское мнение - они бесконечно далеки от народа. Не надо распространять свой опыт на восточную часть страны"

По-моему, нетрудно понять, что мы пишем про окружающую нас действительность, про наши особенности и проблемы, и не имеем никакого желания влезать в практику эксплуатации праворульных машин в дальневосточном регионе - это исключительное дело самих приморцев. Ну а насчет того, кто далек от народа... так ведь около 80% населения страны проживает именно в западных регионах. Поэтому правильнее будет говорить - не надо проецировать частный дальневосточный опыт эксплуатации ПР на всю страну.

Когда ценники на б/у праворульные машины подошли вплотную к леворульным аналогам и даже к новым иномаркам, когда их потребительские достоинства начали компенсироваться административными проблемами - торговцы принялись выдумывать все больше мифических "преимуществ" ПР. Но не стоит обманываться, почти все мы сели за правый руль "по бедности", и в этом признании нет ничего зазорного. Надо помнить, что идеальных автомобилей не бывает, у всех есть собственные достоинства и недостатки - и тогда каждый найдет именно свою машину.

Источник: toyotaclubs.ru

2391 просмотр

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!